10 фактов о «Рассказе служанки»: хоррор или утопическое пророчество?


Сериал «Рассказ служанки» является истинным кинематографическим вызовом и не предназначен для тех, кто ищет лишь легкое развлечение на выходных. Его сюжет базируется на знаменитом романе-антиутопии канадской писательницы Маргарет Этвуд. Действие разворачивается в недалеком будущем, когда Соединенные Штаты Америки развалились, приведя к постоянным конфликтам между бывшими штатами, и экологической катастрофе. В таком мире женщины находятся на нижних ступенях социальной иерархии и лишь редкие из них обрели свободу. Главная героиня сталкивается с жутким выбором: она может быть либо женой, лишенной практически всех прав, либо служанкой, предназначенной только для размножения и рождения наследника. Сериал завоевал множество наград и признания, однако за его красочной поверхностью скрывается устремленное послание и актуальные социальные комментарии.

Настоящее имя Фредовой никогда не раскрывается в книге

В телесериале, представленном на платформе Hulu, персонажу Фредовой (или Оффред) присвоено настоящее имя — Джун, что является интересным аспектом, не раскрываемым в оригинальной книге. Автор оригинала не вдавался в такие детали, оставив это на уровне символики. Название «Джун» содержит элемент мужского имени «Фред» и суффикс, указывающий на «принадлежность» или связь с определенным человеком, аналогично префиксам «де» во французском или «фон» в немецком.

Элизабет Мосс снимает шоу без макияжа

В интервью для журнала Time Элизабет Мосс, исполнившая роль Джун в сериале, рассказала, что она снимается без грима. По словам Маргарет Этвуд, создательницы оригинального романа, это решение было поддержано шоураннером и главным сценаристом «Рассказа служанки» Брюсом Миллером. Такой подход позволил добиться более реалистичного облика персонажа, приближенного к обычному человеку. Зрители могут заметить, что в сериале много крупных планов, которые позволяют увидеть все детали кожи и выразительную мимику актрисы, не скрытые гримом.

Маргарет Этвуд сыграла эпизодическую роль в первом сезоне

Маргарет Этвуд, создательница книги, на основе которой был снят сериал, также заявила о себе эпизодической ролью в пилотной серии. В этом эпизоде она исполнила роль женщины, одной из надзирательниц за служанками, которая дает пощечину главной героине, воплощенной Элизабет Мосс. Кроме того, Маргарет Этвуд активно сотрудничала с съемочной группой, предоставляя им ценные консультации, и даже сама предложила взять на себя эту небольшую, но заметную роль.

Наряды служанок красные не просто так

В интервью для журнала The New York Times, Маргарет Этвуд детально раскрыла символику, заложенную в выборе красных костюмов для служанок в сериале. Она объяснила, что красный цвет в их одежде символизирует процесс родов и упомянула связь с историей Марии Магдалины, которая также носила красные одежды. Этот яркий оттенок также обладает практическим значением: его легко можно заметить на расстоянии, что может помочь узнать о попытке бегства служанок. Следуя логике символики, костюмы жен же представлены в синем цвете, который ассоциируется с «чистотой» Девы Марии.

Сериал Hulu — десятая адаптация «Рассказа служанки», но самая лучшая

Хотя сериал Hulu, основанный на романе Маргарет Этвуд, стал огромным успехом, это не первая экранизация этой книги. Впервые спектакль по мотивам романа был представлен на сцене частного исследовательского университета Тафтса еще в 1989 году. Позднее, в 1990-х годах, был снят фильм, а в 2000 году книгу адаптировали в оперу. Кроме того, в 2000 и 2002 годах появились две радиопостановки, а в 2019 году был выпущен графический роман, представляющий адаптацию романа в новом формате.

Съемки проходят в Канаде, а не в Америке

События сериала разворачиваются в недалеком будущем в вымышленной тоталитарной республике под названием Галаад. На самом деле, съемки проходили в канадском городе Торонто и провинции Онтарио. Перемещение мест действия в Канаду символично, так как по сюжету многие менее религиозные жители Галаада мечтают попасть в Канаду, где продолжают существовать демократия и свобода слова, что добавляет глубины и актуальности всей истории.

Номер Джун — отсылка к книге

Каждая из служанок в сериале наделяется уникальной ушной биркой, на которой присутствует индивидуальный идентификационный номер. У главной героини, Фредовой (Джун), этот номер — «1985». Этот символический выбор несет в себе глубокий смысл и олицетворяет год первой публикации романа, ставший отправной точкой для создания захватывающего мира истории, которая затягивает зрителей и заставляет размышлять о социальных и моральных вопросах.

Аманда Брюгел предвидела свое участие в сериале

Известная актриса Аманда Брюгел с самой юности была увлечена романом «Рассказ служанки». Всего лишь в 15 лет она впервые погрузилась в мир этой книги, а вскоре после этого начала собственные попытки создания коротких рассказов, находящихся в антиутопическом контексте этой вселенной. В ее студенческие годы, Аманда даже выбрала Риту, одного из персонажей, в качестве объекта своей диссертации, никогда и не представляя, что много лет спустя она сама окажется частью этого захватывающего мира, воплощая персонажа на экране.

Актрисам приходилось ориентироваться на звук

Особенные чепцы, которые носят служанки в сериале, выполняют важную роль – они символизируют не только скрытность лиц, но и широкие ограничения, налагаемые на женщин. Энн Крэбтри, ответственная за костюмы, подчеркнула, что эти головные уборы несут в себе намек на тяжелые условия, в которых женщины были узурпированы на всех уровнях: интеллектуально, физически и эмоционально. Однако актеркам тоже пришлось справляться с трудностями. Головные уборы ограничивали поле зрения, в результате чего во время съемок они вынуждены были ориентироваться на звуки, что добавило сложности к их исполнению.

Маргарет Этвуд описывала реальные события

Для того чтобы воплотить мрачное будущее в «Рассказе служанки», Маргарет Этвуд обратила внимание на реальные события, происходившие в истории. Она черпала вдохновение из жестоких преступлений, исторической несправедливости, унижений и тоталитарных режимов, не прибегая к вымыслам. Писательница установила для себя жесткое правило: не добавлять в сюжет элементы, которые не имели реальных аналогов, и воздержаться от искажений и выдуманных искривлений исторических фактов. Таким образом, она стремилась сохранить аутентичность и показать насколько реальность может быть жуткой и без дополнительных вымышленных элементов.