Интереснее самих фильмов времен СССР могут быть только истории со съемочных площадок. Каждая из них помогает поближе познакомиться с кино прошлого и проникнуться новыми чувствами к героям, актерам и режиссерам. Мы собрали в этой статье самые курьезные, мистические и милые детали создания любимых лент, которые и сами годятся для экранизации. Например, могли бы вы подумать, что Штирлицем и Остапом Бендером мог бы быть один и тот же артист, а главный «чекист» на экране получил от Сталина очень полезный подарочек?
Остап Бендер мог бы говорить с грузинским акцентом
Остап Бендер в исполнении Арчила Гомиашвили говорил с заметным грузинским акцентом, но Гайдаю это мало нравилось. А тайне от всех режиссер попросил Юрия Саранцева переозвучить актера. Гомиашвили этот шаг не оценил и крепко поругался с директором картины. Помириться попытался сам Гайдай уже после выхода «Двенадцати стульев» в прокат. Однажды он позвонил Арчилу и попросил его включить телевизор. «Сейчас будет совершаться уголовное преступление!», — объявил в трубку режиссер.
И Штирлиц тоже мог бы говорить с грузинским акцентом
Роль Штирлица в сериале «Семнадцать мгновений весны» с большой вероятностью могла бы достаться тому же Арчилу Гомиашвили. Секрет прост: в то время актер встречался с режиссером ленты Татьяной Лиозновой. Только вот на пробах команде показалось, что герой в исполнении грузина получается слишком уж энергичным, а нужен более спокойный и задумчивый образ. Так актерский состав и пополнился Вячеславом Тихоновым.
Вячеслав Тихонов все-таки был злодеем
Ходит легенда, что Вячеслав Тихонов за всю творческую карьеру ни разу не примерял на себя роль антигероя. Это небольшое, но все же заблуждение. В 1961 году актер сыграл высокомерного и богатого князя Сергея Нащокина в драме «Две жизни» Леонида Лукова.
Олег Басилашвили стеснялся целовать Людмилу Гурченко
Во время работы над «Вокзалом для двоих» Людмила Гурченко была советской звездой, а Олег Басилашвили только осваивался в мире большого кино. Спустя много лет актер признается, что чудовищно стеснялся свой коллеги — особенно во время сцены с поцелуем. «Нужно было набраться храбрости, чтобы естественно сыграть», — вспоминает Басилашвили. Правда, в конечном счете смущения артиста на экране не видно. Талант, не иначе!
Наталье Селезневой запрещали носить каблуки
Александр Демьяненко был маленького роста — 169 см, а вот рост Натальи Селезневой, его партнерши по фильму «Иван Васильевич меняет профессию», был куда выше — все 175 см. Леонид Гайдай хотел, чтобы актеры смотрелись в кадре гармонично, поэтому ставил Шурика на табуреточку, а даме запрещал надевать каблуки на съемочной площадке.
Савелий Крамаров искал себе невесту на съемочной площадке
Во время съемок фильма «Иван Васильевич меняет профессию» Савелий Крамаров посвящал перерывы особенно полезному делу — искал невесту. Он флиртовал с ассистентками, ухаживал за гримерами и постоянно наведывался в Ростовский кремль, где расположили царские палаты, чтобы «случайно» познакомиться с симпатичной посетительницей. Увы, но встретить любовь актеру тогда так и не удалось.
«Джентльмены удачи» владели арабским языком
В сцене, где сбежавшие герои читают газеты на стадионе, пытаясь отвлечь от себя внимание, у Георгия Вицина и Савелия Крамарова в руках можно разглядеть издания на арабском языке. Одна из газет — египетская «Аль-Ахбар», главное правительственное СМИ страны.
Наталья Варлей крестилась после «Вия»
Панночка Наталья Варлей после «Вия» почувствовала, что в ее жизни наступила черная полоса. Тогда актриса поспешила креститься, чтобы «смыть» с себя прошлый опыт. Прямо во время гастролей Варлей направилась в храм и тайно приняла православие. Тогда она была секретарем комсомольской организации, поэтому боялась привлечь лишнее внимание.
У Павла Кадочникова был «спасительный документ» от самого Сталина
Актеру Павлу Кадочникову после съемок в фильме «Подвиг разведчика» сделал комплимент сам Иосиф Сталин. Вождь назвал артиста «настоящим чекистом» и спросил, как его можно отблагодарить за такую выдающуюся игру. Кадочников в качестве шутки попросил «закрепить» слова о чекисте на бумаге. Об этом разговоре актер мог бы забыть, если бы через некоторое время ему не передали бумагу с подписями Сталина и Ворошилова. Так звезде кино присвоили звание почётного майора всех родов войск Советской Армии.
На съемках «Жестокого романса» боялись «заморозить» Гузееву
«Жестокий романс» снимали в таких же жестоких погодных условиях. Стоял промозглый октябрь, работа велась на открытой палубе парохода, а Лариса Гузеева лежала ради нужного кадра на холодном настиле. Ассистенты режиссера вспоминали, что главной задачей всей команды было не застудить актрису: ей подкладывали одеяла, но согревали они минимально.