Скандальная тайна картины «Неравный брак»: предательница, художник-вор, 40-летний старик


Картину «Неравный брак» впервые видят еще в школе: нет-нет, а сочинение по ней писали если не все, то многие. Каждый раз хочется всматриваться в лица, силуэты, искать тайные послания и пытаться разгадать суть написанного. Василий Владимирович Пукирев, автор картины, запрятал в холст и масло реальную историю, но не свою, как думали многие. Мы собрали несколько фактов о знаменитой работе, которые помогут понять знакомый с детства сюжет.

Представление картины

Впервые «Неравный брак» представили на Академической выставке в сентябре 1863 года. Критики сразу заметили гениальность молодого выпускника Московского училища живописи, ваяния и зодчества Василия Пукирева. Крестьянин по происхождению, он чудом оказался в учебном заведении для художников — да еще и в классе профессора Императорской академии художеств Сергея Зарянко.

Единственный критик с негативным отзывом

Во время презентации «Неравным браком» не восхищался только один человек — друг Пукирева, купец Сергей Варенцов. Как только он увидел картину, он тут же закатил художнику скандал. Однако причины у него были — оставалось лишь их понять.

История Сергея Варенцова

Сергей Варенцов был молод, красив и богат: идеальная комбинация для самого завидного жениха в прошлом. Перед 30-летием купец познакомился с дочерью фабриканта Софьей Рыбниковой. Казалось бы, их роману ничто не может помешать.

Предательство, которого не ждали

Молодые люди не боялись торопиться. Отношения Сергея и Софьи развивались стремительно. Все вокруг были уверены, что вот-вот знатные семьи объявят о помолвке и скорой свадьбе. Однако быть вместе им было не суждено по воле девушки: она публично призналась, что встретила другого мужчину.

Причины расставания

Современники вспоминают, что не могли до конца понять причины такого решения Рыбниковой. Позже стало известно, что ее избранником стал не более молодой, красивый и богатый парень, а пожилой человек — владелец фабрик по фамилии Карзинкин.

Где все происходило?

Бракосочетание проходило в старенькой церкви Трех Святителей на Кулишках. Найти ее можно и сегодня — нужно добраться до Малого Трехсвятительского переулка в Москве, это станция метро Китай-город.

Украденный сюжет

Варенцов поспешил рассказать подробности личного горя другу — Василию Пукиреву. Тот поддержал брошенного товарища, но его историю тайно использовал для личных творческих целей. Он создал полотно, на котором трагедия одного человека превратилась в культурное достояние нации.

Кто есть кто

На картине мы видим саму Рыбникову, рядом с ней — пожилой муж (тут Пукирев сделал его не крупным купцом, а генералом на всякий случай). А позади невесты — несостоявшийся жених с лицом Варенцова. Видно, что «молодые» не очень понимают друг друга: если жених выглядит самодовольно, как победитель, торопливо ждет, когда молодая девушка подпишется на жизнь с ним. А вот невеста с опухшими от слез глазами явно желала для себя другого сценария.

Требования Варенцова

Варенцов потребовал, чтобы художник все исправил — мол, он не давал разрешения выносить проблемы на всеобщее обозрение. Пукирев сначала дорисовал бородку, которой у Сергея никогда не было, потом — немного исказил черты героя на полотне, чтобы тот стал меньше похож на друга. Тогда автор картины решил изобразить на картине себя — другого выхода не было.

Чем все закончилось?

Для Варенцова это событие стало трагедией, а вот Софья выхватила счастливый билет. Она добровольно и осознанно променяла Сергея на другого мужчину. В принципе, жениху Карзинкину было не так уж и много — всего под 40 лет, так что брак оказался не таким уж и неравным. У Софии и ее мужа родились трое детей, Варенцов со временем успокоился — простил и друга-живописца, и предавшую его даму, а Пукирев получил звание профессора за свою работу.