Петр Тодоровский снял историю о непростой судьбе Тани Зайцевой, которая сама не знает, чего хочет. Эта неоднозначная драма показывает, как выбор одного человека влияет на судьбы других. Даже для своего времени фильм был очень и очень провокационным.
Как появилась идея
В 1986 году Владимир Кунин посетил “Гранд-отель” в Варшаве, где ему довелось понаблюдать за девушками легкого поведения. Писатель задумался о том, что могло привести этих женщин к зарабатыванию денег таким способом. Вернувшись в Ленинград, Кунин познакомился с представительницами древней профессии в гостинице “Интурист”, подружился с ними и выслушал историю каждой девушки.
Смена названия
К началу 1988 году Кунин собрал достаточно материала на тему и принялся за работу. “Интердевочка” была написана за два месяца и была напечатана в журнале “Аврора”. Редакция не пропустила оригинальное название повести “Проститутка”, а также забраковала название “Фрекен Танька”. Тогда автор заменил его на более благозвучное.
Экранизация
После выхода “Интердевочки” в печать правоохранительные органы стали требовать снять с продажи весь тираж и впредь запретить печать подобную литературу. Но советский читатель был с этим не согласен. Повесть стала популярной, и Владимир Кунин решил ее экранизировать. Он показал сценарий Мире Тодоровской, которой понравилась идея снять фильм по книге. Она уговорила своего супруга Петра Тодоровского взяться за режиссуру.
Кастинг
В апреле 1988 года в советском журнале появилась заметка о подготовке съемок и о том, что режиссер ищет актрису на главную роль. На “Мосфильм” стали звонить и присылать письма настоящие путаны, которые хотели сняться в фильме. Многие из них приезжали на судию и просили пройти кинопробы. Но режиссер решил снимать профессиональных актрис. На главную роль пробовались Татьяна Догилева, Ирина Розанова, Наталья Андрейченко и даже польская актриса Катажина Фигуре.
Главная роль
Ни одна актриса не устроила Тодоровского. Тогда актер Всеволод Шиловский предложил на главную роль Елену Яковлеву, но и она Петру Ефимовичу не понравилась. Он считал, что главная героиня должна быть девушкой с пышными формами, а Яковлева была чересчур худой. Но после кинопроб режиссер изменил свое мнение и утвердил 27-летнюю Елену на роль.
Спонсоры
Госкино отказалось финансировать картину, и Мира Тодоровская начала искать спонсоров. По счастливой случайности Миру и Петра Тодоровских пригласили на мероприятие в посольство Швеции. Там они познакомились с писателем, которому сценарий очень понравился, и он нашел спонсора. Им оказался шведский фермер, который проинвестировал в фильм 250 тысяч долларов. Более того, фермер отнес сценарий на шведскую киностудию, которая заинтересовалась проектом.
Постельная сцена с японцем
Яковлева наотрез отказалась сниматься в постельных сценах. Тогда Петр Тодоровский обыграл эпизод с клиентом из Японии. Сцену снимали без партнера. Яковлеву обмазали вазелином, чтобы придать ей вспотевший вид, ассистенты съемочной группы качали мебель и кровать. Сам режиссер раскачивал актрису за ноги. Участники съемок всегда со смехом вспоминали эту ситуацию.
Пришлось переучиваться
Елена Яковлева не умела управлять автомобилем, и перед началом съемок ее учили водить старенькие “Жигули” на механической коробке передач. Когда съемки переместились в Швецию, героиня должна была ездить на кабриолете. Актриса быстро освоила управление на автоматической коробке передач.
В Швеции за актерами следило КГБ
Вслед за съемочной группой в Швецию отправились сотрудники Комитета государственной безопасности. Их задачей было следить за каждым работником киностудии, а особенно, за актерами. В те времена часто случалось, что во время работы за границей актеры, певцы или спортсмены решали остаться в капиталистической стране и просили у ее властей политического убежища.
Два финала
У фильма “Интердевочка” два финала. Для Швеции отсняли, как в небо взлетает самолет, на котором Таня Зайцева возвращается в СССР, не выдержав жизни на чужбине с нелюбимым человеком. В советской версии фильма Таня Зайцева попадает в автокатастрофу. Советские цензоры решили, что девушка по вызову должна погибнуть, чтобы советские женщины поняли, к чему приводят занятия непристойными вещами.
Заложница роли
“Интердевочка” собрала в прокате более 40 миллионов рублей. Зрители отождествляли Елену Яковлеву с ее героиней. Мужчины писали ей письма из мест заключения, обещая любить. А вот женщины разделились: одни сопереживали героине, другие ее презирали. Только через 10 лет Елене Яковлевой удалось избавится от печати “Интердевочки”. Ей помог сериал Каменская, в котором она снялась в роли серьезной женщины-детектива.