Не было в сценарии: 10 гениальных импровизаций в советских фильмах


Есть в советском кино своя магия, поэтому его хочется пересматривать. Похоже, актеры работали над фильмом с интересом и полной отдачей. Они легко и задорно импровизировали в кадре, и это сделало советские фильмы особенными.

Ирония судьбы, или С легким паром!

Во фрагменте фильма, когда главный герой сидел со своими друзьями в бане, бутылки с водкой должны были быть бутафорскими. Но у Александра Белявского в этот день был день рождения. Актеры задумали развлечься и выпить за именинника прямо на съемочной площадке, и подменили бутафорские бутылки на настоящие. Несмотря на то, что дубль удался, режиссер Эльдар Рязанов был очень разгневан на артистов за это ребячество.

Служебный роман

В этой комедии режиссер Эльдар Рязанов разрешил своим актерам импровизировать. Одним из наиболее заметных моментов стал конфликт Новосельцева с разъяренной Людмилой Прокофьевной. Выбегая из кабинета начальницы, актер схватил секретаршу, которую играла Лия Ахеджакова, и стал прикрываться ею словно щитом.

Семнадцать мгновений весны

В фильм вошел абсолютно случайный эпизод, когда Штирлиц выходит из машины и говорит с собакой. Актер Вячеслав Тихонов стал неспешно выходить из машины, но вдруг к нему подбежал пес. Тихонов опустился на корточки, приласкал собаку и спокойно произнес: “Чей же ты, дурашка?”. Эта сцена показалась режиссеру Татьяне Лиозновой настолько милой, что она решила не вырезать ее из ленты.

По семейным обстоятельствам

Вся съемочная команда еле сдерживала смех, когда снималась сцена с логопедом, которого играл Ролан Быков. Актер так смешно шепелявил и коверкал слова, что Евгений Евстигнеев, который играл главного героя, не смог сдержать смех. Он смеялся каждый дубль, и режиссер долго не мог снять эту сцену. В итоге, чтобы не терять времени, в фильм включили дубль со смеющимся Евстигнеевым.

Джентльмены удачи

Савелий Крамаров не хотел сниматься в сцене, где Доцент приучал бандитов к закаливанию. Крамаров подговорил актеров устроить бойкот режиссеру. Согласились все, кроме актера Раднэра Муратова, который играл Василия Алибабаевича. Режиссер не поддался на провокацию, и актерам пришлось сниматься на морозе. Тогда, чтобы отомстить Раднэру, Краморов начал натирать его снежком, а Георгий Вицин подхватил веселую затею.

Кавказская пленница, или новые приключения Шурика

Самый удачный экспромт этого фильма показан в эпизоде, где Владимир Этуш просит снять ему шляпу. Но этого не было в сценарии, поэтому актер Фрунзик Мкртчян не понял, что происходит, и переспросил: “Что?”. Сцена получилась настолько великолепной, что режиссер Леонид Гайдай решил включить ее в фильм.

Операция «Ы» и другие приключения Шурика

В этом фильме королем импровизации стал Юрий Никулин. В одной из сцен актер должен был испугаться скелета, однако Никулин засунул ему в челюсть палец, чего в сценарии не было. А битва на шпагах должна была быть проходной, но Никулин посоветовал сделать ее интересной и комичной, придумав “ранение” своего героя, когда вместо крови из груди Балбеса потекло красное вино.

Любовь и голуби

Режиссер фильма Владимир Меньшов не ограничивал актеров, и они могли импровизировать. Лучшими в своем деле оказались Наталья Тенякова, которая сыграла роль бабы Шуры, и Сергей Юрский, который сыграл роль дяди Мити. Самыми запоминающимися фразами стали: «Инфаркт микарда! Вот такой рубец!» и «Извините, что помешал вам деньги прятать».

Бриллиантовая рука

Андрей Миронов был гением экспромта. Вся “Бриллиантовая рука” состоит из импровизаций. Например, Миронов придумал своему герою откидывание челки. Также актер на ходу выдал фразу, которой в сценарии не было: «Леди, сеньора, фрау, мисс, к сожалению, ничего не выйдет! Руссо туристо! Облико морале! Ферштейн?».

Большая перемена

В одном из эпизодов второй серии Нина Маслова спрашивает Савелия Крамарова: “Ты мне глазки строишь?”. Он ей очень остроумно отвечает: “А что, я тебе кооператив, что ли, строить должен?”. Получилось очень смешно, к тому же эти импровизированные фразы актеров ушли в народ.