Режиссеру Андрею Кончаловскому поставили непростую задачу – создать кинокартину, посвященную великим достижениям социалистического общества. Мало кто мог предвидеть, что изначально задуманный фильм о нефтяных магнатах станет подлинным шедевром смелости и грандиозности. Но Андрей Кончаловский воплотил на экране не только историю отечественных нефтепромышленников – он создал произведение искусства, которое поражает своей правдивостью, актуальностью и способностью опережать свое время.
В фильме могли бы снятся голливудские актеры

Андрей Кончаловский нацеливался на привлечение именитых голливудских звезд, таких как Лив Ульман и Ширли Маклейн, к своему амбициозному проекту. Неожиданно для всех, переговоры с этими выдающимися актрисами не увенчались успехом для советского режиссера. В итоге, роль Таи Соломиной досталась Людмиле Гурченко, которая с блеском справилась с этой задачей. Интересно, что даже Никита Михалков в шутку подметил, что Людмила Гурченко готова была пойти на крайние меры, даже до поджога своего дома и поставки керосина, лишь бы получить возможность сыграть в этом фильме.
Все условия для шедевра

На поддержку съемочного процесса Госкино выделило значительные средства, предоставило доступ к импортным камерам и высококачественной пленке. Звездным актерам были пообещаны внушительные гонорары, что еще больше подогрело интерес к проекту. Отдавая приоритет качеству и профессионализму, режиссер Андрей Кончаловский отправил художника-постановщика на обучение в Голливуд, чтобы обогатить свой подход инновационными методами. Привлекая звезд советского кино верхнего эшелона, таких как Сергей Шакуров, Наталья Андрейченко, Людмила Гурченко, Никита Михалков, Елена Коренева и Виталий Соломин, Кончаловский уделял внимание не только технической стороне, но и актерской игре, сделав проект магнетически притягательным.
Три года съемок

За промежуток 3 лет режиссерский труд пришел к завершению, и фильм воплотился на экране. Невероятные усилия были приложены для съемок, которые развернулись в Томской области, а также для создания поселения Елань, построенного в непосредственной близости к Твери. Этот выбор места обусловлен стремлением обеспечить более удобные пути для актеров, чтобы они могли оперативно перемещаться в столицу. Часть важных сцен была зафиксирована в Ленинграде, в то время как другие кадры вели свою историю в Феодосии и внутри павильонов знаменитой студии «Мосфильм». Особая деталь — сцена пожара, драматически раскрывающаяся на высокой буровой вышке, предоставленной нефтяниками из Татарстана, взяла свое место среди множества впечатляющих моментов фильма.
Проблемы с милицией

На протяжении съемочного процесса фильма, взаимодействие между режиссером и актерами иногда приводило к бурным дискуссиям. Одним из интересных случаев было постоянное взаимодействие актрисы Натальи Андрейченко с непрекращающимися шумными гуляниями в ее номере. В итоге, из-за этой ситуации, ее вместе с Александром Панкратовым-Чёрным и Павлом Кадочниковым пришлось отвести в милицию. Однако, благодаря особому документу – званию «майора всех родов войск», предоставленному Павлом Кадочниковым, который он получил от Сталина за свою роль в фильме «Подвиг разведчика», удалось избежать серьезных последствий. Этот эпизод подчеркивает необычайные обстоятельства, в которые могут втянуть съемки и креативные личности.
Это не эротика, это — комедия

В ходе работы над проектом «Мама», судьба предложила Людмиле Гурченко неожиданный поворот. Из-за неудачного падения, приуроченного к съемкам фильма, она несчастно сломала ногу и вынуждена была носить гипс. Тем не менее, именно Людмиле Марковне выпала честь сыграть ключевую роль в откровенной сцене с Никитой Сергеевичем. Несмотря на неудачу, с которой пришлось столкнуться, Гурченко поделилась, что «Гипсовый сапог» стал источником радости для Никиты Михалкова. Таким образом, плащ-палатка, которая их закрывала, дрожала не от интимной ситуации, а от веселья и смеха.
Госкино пропустило интимную сцену

Андрей Кончаловский решительно подчеркнул свою позицию о том, что его фильм не будет пренебрегать излишней откровенностью. Госкино, в свою очередь, не противоречило ему, однако по просьбе администрации было потребовано уменьшить некоторые «пикантные моменты» для укладывания в рамки допустимости советских кинотеатров. Однако, сцену с участием члена политбюро пришлось окончательно исключить из фильма. В этой удачной роли был замечен актер Всеволод Ларионов, поражающий сходством с председателем Совета министров СССР Алексеем Косыгиным. Этот нюанс дополнил сложившийся фон творческих и политических ограничений того времени.
Новый подход к старому

Кончаловский считал, что музыка должна стать неотъемлемой частью его фильма, придавая ему особую атмосферу. В поисках нужного звучания он обратился к Эдуарду Артемьеву, передав ему виниловую пластинку от Вангелиса, греческого музыканта, которого режиссер высоко ценил. Эта пластинка послужила своеобразным образцом, и Кончаловский попросил Артемьева создать аналогичное звучание для его фильма. Таким образом, музыка стала ключевым элементом, который помог подчеркнуть уникальный характер и настроение произведения.
Украденный финал или вдохновение?

Фильм достигает своего завершения через мистический финал, в котором оживают персонажи Устюжан и Соломины. Особое впечатление производит сцена разрушения старого деревенского кладбища, созданная с впечатляющей визуальной подачей. Андрей Кончаловский в душе признается, что данную концепцию он позаимствовал из фильма режиссера Федерико Феллини «8 с половиной». Этот элемент фильма не только придает ему уникальность, но и подчеркивает влияние и вдохновение, с которыми работал режиссер в процессе создания своего произведения.
Успех в Каннах

Фильм «Сибириада» задумывался прежде всего с учетом его показа на международных кинофестивалях. В 1979 году этот фильм был представлен на Каннском кинофестивале. Кончаловский и актеры испытывали нервозность по поводу того, как иностранные зрители оценят их работу. Однако, аплодисменты, раздающиеся в зале во время финальных титров, оказались убедительным доказательством того, что зрители из других стран оценили и восхитились кинематографическим шедевром. Этот момент стал подтверждением того, что работа была успешно перенесена через культурные и языковые границы, награждая всех участников теплым приемом.
Сибирь против Вьетнама

Сражение за главный приз Каннского кинофестиваля между фильмами «Сибириада» и «Апокалипсис сегодня» режиссера Фрэнсиса Форд Копполы стало неотъемлемой частью их истории. В итоге, «Золотая пальмовая ветвь» досталась Копполе, и хотя приз остался за его фильмом, Андрею Кончаловскому все же удалось достичь своей цели: «Сибириада» вызвала яркий резонанс на Западе, покорив его своей интригующей и глубокой историей. Важный момент в том, что через два года после возвращения на родину во знак триумфального успеха, Андрей Кончаловский решает начать новую главу своей кинематографической карьеры и переезжает в Америку.