В 1880-е годы французский импрессионист Эдуард Мане представил картину «Бар в „Фоли-Бержер“». На переднем плане — симпатичная девушка за стойкой, на заднем — в зеркальном отражении — преимущественно мужчины. Что это было за заведение и почему его увековечил живописец? Мы собрались несколько фактов об одном из самых культовых парижских кабаре — главное, не путать с «Мулен Руж!
Что такое «Фоли-Бержер»?
«Фоли-Бержер» — знаменитое варьете и кабаре в Париже на улице Рише. За фасадом в стиле ар-деко скрывалось одно из самых популярных развлекательных заведений во Франции и первый мьюзик-холл в мире.
«В листве Тревиз» — подальше от назойливых глаз
Первые пару лет существования оно называлось «Фоли Тревиз», что в переводе означает «в листве Тревиз». Посетители, спрятавшись от мира, могли беззаботно предаваться веселью и наслаждениям.
Ночной клуб XIX – начала XX века
Гости приходили в одиночку, компаниями или даже с женами — кто-то просто поболтать за бокалом вина, а кто-то — поглазеть на едва одетых танцовщиц в перьях и кринолине. В «Фоли-Бержер» организовали некоторое подобие современного ночного клуба. Основной «достопримечательностью» считались выступления девушек-танцовщиц и гимнасток. Они могли как выполнять сложные акробатические номера, так и задорно отплясывать канкан. Не обходилась программа и без сугубо эротических номеров — ради них, собственно, публика (особенно мужская) и собиралась.
Продавали эмоции — и любовь
Историки уверены, что в «Фоли-Бержер» приходили не совсем за искусством. Многие девушки-сотрудницы продавали не только шампанское за барной стойкой и впечатления, но и любовь. На это намекал в том числе и художник Мане в своей картине.
Искусство танцами не ограничивается
Однако танцы — не единственное развлечение, входящее в постоянную программу. С 70-х годов XIX века на сцене стали появляться певцы и комики, а в труппы допускали не только женщин, но и мужчин.
Стартовая площадка для мировых звезд
В свое время в «Фоли-Бержере» концерты давали Морис Шевалье, Жан Габен, певица Мистингетт, французская писательница Колетт и Чарли Чаплин. Позже зрители увидели комика Бенни Хилла, Марселя Марсо, Фрэнка Синатру, Ив Монтана, Элтона Джона и других легендарных звезд. А благодаря американке Жозефине Бейкер заведение снова «ожило» в начале прошлого века. «Черная жемчужина» выступала в кабаре в 1926-1927 году — на сцене она появлялась в двух ревю в своей знаменитой банановой юбочке.
Судьба обычной танцовщицы — не судьба Жозефины Бейкер
Однако не каждая девушка получала те же лавры, что и Жозефина Бейкер. У нее за спиной были влиятельные менеджеры (и по совместительству — любовники), а жизнь обычных танцовщиц даже с натяжкой нельзя было назвать счастливой. На сцене и архивных снимках они выглядят спокойными и веселыми, но за пределами кабаре их ждало презрение. На достойное замужество представительницы этого искусства могли даже не рассчитывать.
Работа круглые сутки — и во время любых событий
«Фоли-Бержере» не прекращал работу даже в тяжелые времена. Во время политических конфликтов на сцене вместо танцовщиц выступали политики с дебатами, а потом — пародисты, изображавшие тех же самых представителей власти.
Судьба «Фоли-Бержер» сегодня
В настоящее время кабаре «Фоли-Бержере» продолжает открывать двери для посетителей — уже не столько французов, сколько туристов. Там мало что напоминает знаменитое полотно Эдуарда Мане: современная индустрия развлечений подчиняется другим правилам. Прежней свободы в стенах заведения уже нет, но откровенное искусство — есть.