Вы думаете, что телевидение и пресса регулярно обманывают нас и манипулируют нашим сознанием? Возможно. Но есть и более обескураживающая информация: наш мозг работает с ними заодно. Ему настолько сложно разобраться в том огромном потоке сведений, которые мы получаем ежедневно, что он готов мириться с множеством заблуждений. И, как ни странно, умные и образованные люди совершают даже больше ошибок мышления, нежели обладатели менее развитого интеллекта.

Мы решили разобраться, какие психологические эффекты могут использовать СМИ для того, чтобы убедить нас или повлиять на наши решения. И как все-таки отличить правду от лжи.

Эффект спящего

Суть эффекта: убедительная информация, сдобренная зерном сомнения, с течением времени кажется более достоверной.

Представьте, что вы услышали информацию, которая показалась вам убедительной. Например, что кондитерская продукция известной марки содержит опасные для здоровья человека вещества. Но сразу вслед за этой антирекламой появилась информация, которая заставила вас усомниться в правдивости услышанного. Например, ссылка на недостоверный источник или сообщение, что новости заказаны конкурентом. Как разумный человек, вы, конечно, посчитаете первоначальную информацию ложью и постараетесь забыть. Однако спустя некоторое время (так называемое «время сна») вы вновь начнете думать, что это правда. И печенье или конфеты этого бренда покупать больше не будете.

Эффект спящего возникает только при наличии следующих условий:

  • сведения убедительны;
  • есть последующее сообщение, ставящее их под сомнение;
  • проходит достаточно времени между получением информации и принятием решения.