5 обделенных звезд советского кино и 5, кому заплатили щедро


Актерский труд всегда довольно неплохо оплачивался. Даже в советское время. В 1973 году в Москве даже сборник вышел, где опубликовали, кто и сколько получает в кинопроизводстве. Так вот, если верить этому справочнику, гонорар артистов составлял в среднем от одной до двух тысяч рублей. Но хотелось бы конкретней!

Василий Лановой, «Полосатый рейс»

Василий Лановой вообще-то не планировал сниматься в «Полосатом рейсе», но так совпало, что фильм снимали в Одессе, куда Лановой приехал в отпуск. Практически не отвлекаясь от отдыха, он произнес ту самую крылатую фразу — про красиво плывущую группу в полосатых купальниках. И получил за это 50 рублей. Пустяк, а в отпуске не лишние.

Наталья Кустинская, «Иван Васильевич меняет профессию»

Та самая подруга режиссера, которая то и дело звонит своим знакомым из автомата, чтобы рассказать, что Якин бросил свою кикимору, за свои телефонные разговоры заработала всего лишь на самый простенький диван. Эпизодическая роль принесла Наталье Кустинской 168 рублей, зато ее героиня осталась в истории советского кино на века.

Светлана Светличная, «Бриллиантовая рука»

Надо сказать, что роль Светланы Светличной в «Бриллиантовой руке» было довольно рискованной. Ведь актриса стала первой в советском кинематографе, кто обнажился на камеру, пусть и прикрылась руками, насколько это было возможно. Если бы в то время (1969 год, на минуточку) были видеомагнитофоны, подозреваем, многие мужчины ставили бы на этом фрагменте фильм на паузу, чтобы в подробностях всё рассмотреть. Но эпизод с «невиноватой» Светличной был скромным (по продолжительности), как и ее гонорар. За сцены с «помоги мне» и продажей халата актриса получила 346 рублей.

Наталья Крачовская «Иван Васильевич меняет профессию»

Наталью Крачковскую невозможно было не заметить. Пусть даже она часто снималась в эпизодических ролях, ее героини постоянно бросались в глаза. Слишком ярким и врезающимся в память был ее образ. В фильме «Иван Васильевич меняет профессию» она сыграла всего лишь соседку безумного профессора, который изобрел машину времени, и получила за эту роль 347 рублей. Причем в среднем по больнице простые работяги в СССР зарабатывали 200 рублей в месяц.

Наталья Варлей, «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»

Наталья Варлей открыла для советского зрителя мир шибари (хотя тогда никто об этом и не догадывался), да и вообще ей пришлось претерпеть разного рода пытки во время съемок «Кавказской пленницы» — таких, что современные защитницы прав женщин мигом бы заскочили на баррикады с лозунгами «Свободу Наталье Варлей» и «Долой патриархат». Но во времена СССР больше заботились о вреде появления алкоголя в кино, чем о правах женщин, поэтому никаких восстаний не произошло. А Наталья Варлей получила за все свои трюки (выполненные порой, кстати, с риском для жизни) 1200 рублей.

Леонид Броневой, «17 мгновений весны»

Леонид Броневой за роль в знаменитом советском сериале получил 2435 рублей. Но если учесть, что снимали «17 мгновений весны» с 1971 по 1973 год, сумма получается не такой значительной. Правда, кроме телефильма были у артиста в это время и другие проекты. За эти три года он снялся еще в трех фильмах, сыграл в четырех спектаклях на сцене Московского драмтеатра на Малой Бронной и в трех телеспектаклях.

Никулин, Вицин, Моргунов, «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика»

Без этой троицы наш список точно был бы неполным. Многим, возможно, хотелось бы оказаться на их месте на съемочной площадке, ведь, судя по результатам, для них съемки были огромным удовольствием. Это чувствуется даже через экран. А вот гонорары Трус, Балбес и Бывалый получили разные. Юрий Никулин провел на съемках 43 дня у заработал 4238 рублей.  Георгий Вицин за 34 дня получил 3389 рублей и 84 копейки. А вот Евгению Моргунову досталось 1979,5 рубля. Но он и времени на съемочной площадке провел меньше — 29 дней.

Для Александра Демьяненко 74 съемочных дня в «Кавказской пленнице» оказались достаточно прибыльными. За работу в фильме он получил 5220 рублей. Для сравнения, за съемки в фильме «Иван Васильевич меняет профессию» он получил втрое меньше. Правда, и в кадре мелькал не так часто.

Пока все еще догорают споры о том, какие же «12 стульев» лучше — 1971 года или 1976, — Арчил Гомиашвили гордо носит звание артиста с одним из самых выдающихся гонораров в СССР. За роль Остапа Бендера в экранизации книги Ильфа и Петрова актер получил 6120 рублей.
Удивительно, но роль «коллеги» Бендера оказалась более оплачиваемой. За роль Кисы Воробьянинова Сергей Филиппов получил 6275 рублей. Впрочем, это вполне можно объяснить. Кажется, столько унижений, сколько претерпел Воробьянинов, не испытывал еще ни один герой советского кино. Да и в целом этот персонаж получился даже более выразительным и запоминающимся, чем Остап.