Абьюз, травля, пьянство: 10 проблем общества, ярко показанных в советских фильмах


Время идет, а некоторые проблемы общества до сих пор остаются не решенными. Сюда входят сексизм, абьюз, буллинг и многие другие. Советское кино очень аккуратно, чтобы не разозлить цензоров, внедряло в сюжеты реалии жизни.

“Афоня” — пьянство и алкоголизм

В алко-комедии “Афоня” прослеживаются бытовые проблемы, которые актуальны и по сей день: Клавдия борется с алкоголизмом мужа Коли, Федул бьет свою жену и сына, от Афони ушла жена, мастер Людмила Ивановна жалеет главного героя, а он оскорбляет ее при всем коллективе. С тех пор мало что изменилось: пьяниц жалеют и на работе, и дома, а те принимают милосердие за должное отношение и паразитируют на здоровом обществе.

“Влюблен по собственному желанию” – товарный дефицит

Одна из сцен в фильме показывает зрителю, как главная героиня бродит по универмагу и не может сделать выбор среди некрасивых и однотипных вещей. На почве дефицита было легко нарваться на мошенников, что и произошло в фильме. Вместо модной кофточки мошенница подсовывает героине какую-то тряпку.

“Осенний марафон” – общественный транспорт

В советское время автомобиль был роскошью, а общественного транспорта на всех не хватало. Это хорошо показано во многих фильмах того времени. Например, в фильме “Осенний марафон”, когда главный герой Олега Басилашвили едет в троллейбусе, набитом людьми.

“По семейным обстоятельствам” – квартирный вопрос

Проблема с квартирным вопросом тянется со времен 1917 года, когда появились коммунальные квартиры. В фильме “По семейным обстоятельствам” родные люди скандалят, отношения между ними портятся. И всему виной нехватка квадратных метров. К тому же в СССР была запрещена риэлторская деятельность. В фильме маклер разговаривает забавными шифрами и боится каждого скрипа.

“Курьер” — конфликт поколений

В “Курьере” показан переход от старого к новому. Вроде бы еще сильна главная идея построения справедливого и равного общества, но подростки уже танцуют западный брейк данс. Взрослые обвиняют девушку в потребительском мышлении, когда та мечтает ехать в красивой машине с магнитофоном и маленькой собачкой на переднем сидении. А сами втайне мечтают о новой югославской стенке, за которую еще предстоит отстоять огромную очередь.

“Бриллиантовая рука” — выезд за границу

Для советского гражданина побывать за границей – это все равно, что вытянуть счастливый билет. Несмотря на презрительное отношение к странам Запада, простые люди все равно мечтали там побывать. Это хорошо демонстрирует героиня Нонны Мордюковой, которая явно завидует Семену Семеновичу, но внешне остается непреклонной в своих убеждениях.

“Девушка без адреса” — социальное неравенство

Как цензоры пропустили эту картину – до сих пор остается загадкой. В картине показана жизнь одной номенклатурной семьи, с их огромной квартирой и финансовым достатком. Причем глава семьи на работе то и делал, что спал и подписывал какие-то малопонятные документы. Советский народ, ютившийся в коммуналках, наконец-то увидел, насколько “равнее других” живут некоторые “равные” граждане.

“Чучело” — буллинг

Фильм ярко показывает, каким бывает школьный буллинг. Новенькая девочка в классе — Лена, помогла однокласснику и взяла вину на себя, а он присоединился к остальным ребятам и вместе они жестоко начали травить Лену Бессольцеву. “Чучело” показывает, насколько жестокими бывают дети, независимо от эпохи. В шестом классе у них уже хорошо развиты навыки шантажа и манипуляции.

“Экипаж” — абьюз

Все привыкли называть абьюзерами мужчин, но многие женщины тоже могут заслужить этого определения. В первом советском фильме-катастрофе “Экипаж” такая женщина — Валентина. Через эту советскую семью режиссер фильма показал проблему, актуальную по сей день. Валентина не любит своего мужа, не уважает его, и поэтому проявляет поведение эмоционального абьюзера: скандалит, придирается, давит на жалость, пытается вызвать чувство вины.

“Москва слезам не верит” — матери-одиночки

Эпохи сменялись, но к матерям-одиночкам менялось лишь отношение общества. В одни времена растить ребенка одной было позором, в другие — таких женщин считали сильными, равнялись на них. Фильм “Москва слезам не верит” показывает самую распространенную историю, которая по сей день происходит с большинством женщин. Она забеременела, а он струсил и не захотел брать ответственность.