Как снимали скандальную «Интердевочку»: слежка КГБ, постельные сцены, два финала


Петр Тодоровский решил поднять на свет драматическую историю Тани Зайцевой, девушки, которая часто колеблется в своих желаниях и предпочтениях. Этот фильм раскрывает сложные отношения и взаимодействия между персонажами, а также демонстрирует, как даже одно решение человека может оказать глубокое воздействие на жизни других. Сюжет фильма в то время был рассматриваем как нечто провокационное и вызывающее обсуждение, что придавало ему особый статус в мире кино.

Как возникла идея

В 1986 году Владимир Кунин отправился в Варшаву, где случайно оказался в «Гранд-отеле». В течение своего пребывания там, он столкнулся с жизнью девушек, занимающихся легкими услугами. Этот опыт заставил писателя задуматься о причинах, которые могли привести этих женщин к выбору такой профессии для заработка. По возвращении в Ленинград, Кунин решил погрузиться глубже в исследование этой темы. Он познакомился с представительницами данной профессии в гостинице «Интурист», установил с ними контакт и начал слушать их истории, пытаясь понять мотивацию каждой из девушек. Это знакомство и истории, которые он услышал, стали исходными точками для его дальнейшего литературного творчества.

Смена названия

К началу 1988 года, Владимир Кунин уже наскреб достаточно материала и знаний для своего амбициозного проекта. Он замышлял создать повесть, которая затронет сложные темы и вызовет внимание читателей. Однако, перед тем как его работу опубликуют в журнале «Аврора», встали некоторые непростые вопросы. Первоначальное название повести, «Проститутка», не было одобрено редакцией журнала, и то же самое произошло и с альтернативным названием «Фрекен Танька». Автору пришлось переименовать свою повесть, чтобы она соответствовала требованиям для публикации.

Экранизация

Экранизация этой работы не заставила себя ждать. После публикации «Интердевочки», правоохранительные органы начали требовать снять с продажи всю печатную продукцию и запретить печать подобной литературы в будущем. Но общество оказалось несколько другого мнения, и работа Владимира Кунина нашла своих читателей. В результате этого успеха, он решил адаптировать свою повесть в кино. Сценарий был передан Мире Тодоровской, которая поддержала идею экранизации, а затем и Петра Тодоровского, который взялся за режиссуру.

Кастинг

В апреле 1988 года журнал опубликовал информацию о начале процесса подготовки к съемкам фильма. Также стало известно, что режиссер искал актрису для главной роли. Этот анонс вызвал огромный интерес, и студия «Мосфильм» начала получать звонки и письма от женщин, работавших в сфере досуга, которые проявляли интерес к участию в фильме. Многие из них даже явились на кинопробы, стремясь получить шанс сняться. Однако Петр Тодоровский решил пригласить для главной роли профессиональную актрису. На прослушивания явились известные артистки, включая Татьяну Догилеву, Ирину Розанову, Наталью Андрейченко и даже польскую актрису Катажину Фигуре.

Главная женская роль

На прослушиваниях актрис, проведенных для главной роли, Петр Тодоровский встретился с разочарованием. Ни одна из артисток, которые явились на кинопробы, не удовлетворила его требованиям и видению главной героини. В поисках подходящей кандидатуры он обратил внимание на совет актера Всеволода Шиловского, который предложил рассмотреть Елену Яковлеву для этой роли. Тем не менее, даже Елена Яковлева, хоть и вызвала интерес у режиссера, изначально не удовлетворила его стандартам. Тодоровский был убежден, что главная героиня должна обладать пышными формами, в то время как Елена Яковлева имела худощавую фигуру, что не соответствовало его видению роли. Но после дополнительных кинопроб и обсуждений, Петр Тодоровский изменил свое мнение и уверенно утвердил 27-летнюю Елену Яковлеву на роль главной героини, что впоследствии оказалось весьма удачным выбором.

Спонсоры

Финансирование фильма столкнулось с непреодолимыми трудностями, когда Госкино отказалось выделять средства на его производство. Это вынудило Миру Тодоровскую активно искать спонсоров, чтобы обеспечить продолжение проекта. На этом пути им повезло встретить шанс, который оказался решающим. На одном из мероприятий в посольстве Швеции, Мира и Петр Тодоровские случайно познакомились с известным писателем. Он был поражен сценарием фильма и решительно поддержал их поиск спонсоров. В результате этой неожиданной встречи, на помощь пришел шведский фермер, который вложил в проект 250 тысяч долларов. Этот герой не только стал спонсором, но и представил сценарий шведской киностудии, которая тоже выразила интерес к проекту. Этот неожиданный поворот событий существенно способствовал успешной реализации фильма.

Постельная сцена с японцем

Елена Яковлева категорически отказалась участвовать в постельных сценах, и это представляло серьезную проблему для режиссера Петра Тодоровского. Не желая идти на компромисс в ущерб её комфорту и принципам, он решил прибегнуть к нестандартному, но забавному решению. Вместо того чтобы снимать обычные сцены интимных отношений, Тодоровский создал забавный эпизод с японским клиентом. В этой сцене Елена Яковлева снималась без реального партнера. Чтобы придать актрисе вспотевший вид и делать сцену более реалистичной, её обмазывали вазелином, а ассистенты съемочной группы действовали, как бытовая мебель и кровать, раскачивая их. Даже сам режиссер лично принимал участие, помогая раскачивать актрису за ноги. Этот необычный и смешной опыт всегда вызывал веселые воспоминания у всех участников съемочной бригады.

Пришлось учиться заново

Елена Яковлева не обладала навыками вождения автомобиля, и перед началом съемок ей пришлось пройти интенсивное обучение. Она осваивала вождение на стареньких «Жигулях» с механической коробкой передач, чтобы приготовиться к сценам, в которых её персонажу предстояло управлять подобным автомобилем. Это был непростой процесс, но Елена Яковлева вложила много усилий в овладение навыками вождения. Однако, когда съемки переехали в Швецию, где героине фильма предстояло управлять кабриолетом, Елена Яковлева снова столкнулась с вызовом. На этот раз автомобиль был с автоматической коробкой передач, что требовало от актрисы адаптации к новым условиям. Несмотря на сложности, она проявила настоящее усердие и смогла быстро освоить управление автомобилем с автоматической коробкой передач. Этот опыт стал ещё одним примером её профессионализма и преданности роли.

В Швеции за актерами следило КГБ

Помимо съемочной группы, в Швецию отправились также сотрудники Комитета государственной безопасности. Их миссией было строго следить за каждым членом киностудии, особенно за актерами. В то время это было обусловлено частыми случаями, когда российские актеры, певцы или спортсмены, работая за границей, решали остаться в капиталистической стране и обращались к её властям с просьбой о предоставлении политического убежища.

Два финала

Фильм «Интердевочка» имеет два разных финала. В шведской версии Тани Зайцевой удается вернуться в СССР, покидая жизнь на чужбине с нелюбимым человеком, и это отображается в сцене, где самолет поднимается в небо. В советской версии фильма Таня Зайцева сталкивается с автокатастрофой и гибнет. Советские цензоры посчитали, что такой исход должен служить уроком для советских женщин, демонстрируя последствия занятия нестандартной деятельностью.

Заложница роли

Фильм «Интердевочка» стал настоящим хитом в кинопрокате и собрал более 40 миллионов рублей. Многие зрители ассоциировали Елену Яковлеву с ее героиней в фильме и выражали свои чувства, пиша письма из мест заключения, обещая ей любовь. Однако у героини были и свои критики, и женщины разделились на тех, кто сопереживал героине, и тех, кто ее презирал. Елена Яковлева смогла избавиться от образа «Интердевочки» только спустя десять лет, когда сыграла роль серьезной женщины-детектива в популярном сериале «Каменская».