Крутились как могли: 10 случаев со съёмок советских фильмов


Пересматривая советские фильмы, зрители редко задумываются о тех колоссальных усилиях, которые прикладывала съемочная группа. Порой актеры подвергались опасным испытаниям, чтобы получить захватывающий кадр. 

Людмила Гурченко в платье почти от Кристиана Диора

В новогодней комедии «Карнавальная ночь» Леночка Крылова в исполнении Людмилы Гурченко предстала перед зрителями в стиле “нью-лук”, который разработал дизайнер Кристиан Диор. Но зарубежных нарядов в то время в СССР не было, поэтому портные киностудии скопировали и самостоятельно сшили платье западного кутюрье. 

Ссора Леонида Гайдая и Арчила Гомиашвили

Актер Арчил Гомиашвили поссорился с режиссером Леонидом Гайдаем, когда узнал, что в фильме «12 стульев» его героя Остапа Бендера будет озвучивать актер Юрий Саранцев. Но Леонид Иович считал грузинский акцент Арчила в этом фильме неуместным. Когда на экраны вышли «12 стульев» режиссера Марка Захарова, с Андреем Мироновым в главной роли, Гайдай позвонил Гомиашвили и сказал: “Скорее включай телевизор. Сейчас ты будешь свидетелем уголовного преступления!”.

Наталья Крачковская чуть не упала с балкона во время съемок

Во время съемок комедии «Иван Васильевич меняет профессию» Наталья Крачковская должна была перелезть с одного балкона на другой, догоняя царя, приняв его за своего супруга. Режиссер организовал внизу специальную люльку для страховки, но в последний момент ее сорвал ветер, а Наталья Крачковская начала падать. Ее схватил за одежду оператор и вытянул обратно. Эпизод так и не сняли. 

Грузинского летчика взяли “на слабо”

Когда на съемках фильма «Мимино» пришло время поднимать корову на вертолете, пилот отказался. Он сослался на то, что его руководство не давало на это разрешения. На запрос разрешения времени совсем не было, поэтому режиссер Георгий Данелия решил взять пилота “на слабо”. Он сказал: «Эх, надо было из Москвы летчика брать. Тут мастер нужен, профессионал своего дела». Пилота задели эти слова, и он согласился поднять корову, не дожидаясь разрешения начальства. 

Пенопластовый нос Дмитрия Иосифова

Актер Дмитрий Иосифов часто вспоминает, что во время съемок детского фильма «Буратино» ему приходилось несколько часов сидеть в кресле, пока гримеры приделают ему нос. Самоделка постоянно отваливалась, и съемки затягивались. Под толстым слоем грима нос мальчика чесался, а сам “отросток” был настолько длинным, что юный актер с трудом мог говорить и проявлять эмоции. Тогда режиссер Леонид Нечаев заказал специальный пенопластовый нос из Италии, меньшего размера.

Костюмер перепутала мундиры в историческом фильме

Костюмер фильма «Гусарская баллада», Ольга Кручинина, была очень внимательной и ответственной работницей. Но однажды она все-таки ошиблась и выдала актрисе Ларисе Голубкиной мундир розово-серого оттенка, который принадлежал к другому фильму. Эта ошибка пошла на пользу, так как цвета подчеркнули скрытую женственность героини Шурочки. 

Андрей Миронов попробовал себя в амплуа каскадера

Андрей Миронов в фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» сам выполнил все трюки, и съемки едва не закончились трагедией. Миронов взбирался на крышу автомобиля на скорости 60 километров в час, спускался с шестого этажа гостиницы «Астория», а также висел на мосту на высоте 15-этажного здания. Несколько раз актер чуть не сорвался вниз, но хорошая физическая форма и подготовка трюков с профессионалами помогли Миронову удержаться. 

Суровые съемки финальной сцены «Вокзала для двоих» 

В финале фильма «Вокзал для двоих» главные герои в исполнении Людмилы Гурченко и Олега Басилашвили бежали к зданию тюрьмы. На улице стоял 30-градусный мороз, а поблизости не было ни теплого укрытия, ни уборной. Также тяжело пришлось и оператору, который из-за сугробов не мог использовать рельсы. Оператора посадили в сани, и вся съемочная группа, вместе с режиссером Эльдаром Рязановым, тащила его, имитируя съемку скользящей по рельсам камеры. 

Михаил Боярский мог умереть во время съемок

Фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» наполнен трюками и сценами с фехтованием. В одной из таких сцен могло произойти непоправимое. Борис Клюев неудачно взмахнул шпагой и поранил Михаила Боярского. Шпага проткнула нёбо и остановилась в сантиметре от мозга Михаила Сергеевича. Госпитализация актеру не понадобилась, медики обработали рану и съемки продолжились.

Спартака Мишулина закопали в яму

Чтобы сцена из фильма «Белое солнце пустыни» выглядела правдоподобно, актера Спартака Мишулина закопали по самую голову в песок, измазали лицо вареньем и пустили змей. Когда у съемочной группы был перерыв, Мишулин оставался закопанным, правда, над его головой установили зонтик. Чтобы получить идеальный отыгрыш, сцену переснимали около недели. В итоге Мишулин не выдержал и взбунтовался. Режиссеру пришлось стать менее требовательным и выбрать лучший дубль из уже отснятого материала.