Крутились как могли: 10 удивительных эпизодов со съёмок фильмов в СССР


При пересмотре знаменитых советских фильмов не всегда осознаем, какие колоссальные усилия прикладывала съемочная команда, чтобы воплотить на экране магию кино. Актеры, стремясь к искусственной совершенности, иногда рисковали своим здоровьем и жизнями, чтобы создать незабываемые кадры. Подвиги, совершенные ими на пути к искусству, зачастую остаются скрытыми за кулисами, но они свидетельствуют о глубокой приверженности и страсти к миру советского кино.

Наталья Крачковская чуть не вывалилась с балкона

В ходе съемок культовой комедии «Иван Васильевич меняет профессию», Наталья Крачковская оказалась в центре удивительного инцидента. В одной из сцен, где ей предстояло перебежать с одного балкона на другой, ошибочно приняв царя за своего мужа, режиссер предусмотрительно организовал специальную конструкцию для страховки внизу. Однако, неожиданный порыв ветра в последний момент сорвал все планы, и Наталья Крачковская начала неудержимое падение. В этот момент оператор, смело проявивший себя как настоящий герой, схватил актрису за одежду и вытащил ее обратно, предотвратив падение. Этот захватывающий эпизод так и остался неснятым, но стал легендарным среди анекдотов и историй о кинематографических приключениях.

Конфликт Леонида Гайдая и Арчила Гомиашвили

Конфликт между Арчилом Гомиашвили и режиссером Леонидом Гайдаем вспыхнул из-за фильма «12 стульев», когда стало известно, что герой Остапа Бендера будет озвучен актером Юрием Саранцевым, а не самим Гомиашвили. Режиссер Гайдай, по всей видимости, не считал грузинский акцент необходимым для персонажа. Однако, после выхода другой версии фильма «12 стульев» режиссера Марка Захарова с Андреем Мироновым в главной роли, Гайдай с иронией позвонил Гомиашвили и сказал: «Скорее включай телевизор. Сейчас ты будешь свидетелем уголовного преступления!». Этот эпизод стал частью истории кинематографа и свидетельствует о сложных отношениях и юморе, с которым воспринимались разные версии фильма.

Людмила Гурченко в платье почти от Кристиана Диора

В легендарном новогоднем фильме под названием «Карнавальная ночь», неподражаемая Людмила Гурченко в роли Леночки Крыловой предстала перед зрителями в ультрамодном «нью-луке», созданном знаменитым дизайнером Кристианом Диором. Но стоит отметить, что в то время зарубежные модели и кутюрье-наряды были недоступными в СССР. Поэтому, чтобы достичь желаемого стиля, портные киностудии вложили все свое мастерство в создание платья, вдохновленного западными трендами, и вручную сшили его, чтобы актриса могла великолепно предстать перед камерами в этой экстравагантной роли.

Спартака Мишулина закопали в яму

Для создания реалистичной сцены в фильме «Белое солнце пустыни», актера Спартака Мишулина подвергли немалым трудностям. Его буквально закопали по самое уши в песок, покрыли лицо вареньем и выпустили змей. Во время перерывов в съемке, Мишулин оставался под песком, но над его головой установили зонтик для комфорта. Чтобы достичь идеального результата, эта сцена снималась около недели. Но даже такой преданный актер, как Мишулин, не смог выдержать такие экстремальные условия и наконец выразил свое недовольство. В результате режиссеру пришлось уступить и выбрать наилучший дубль из уже снятого материала, чтобы завершить эту захватывающую сцену.

Михаил Боярский мог умереть во время съемок

Фильм «Д’Артаньян и три мушкетера» славится своими захватывающими трюками и эпическими сценами фехтования. Однако в одной из таких драматических сцен произошел непредвиденный инцидент. Борис Клюев, исполнявший роль одного из мушкетеров, случайно провел неудачный мах шпагой, и она, несмотря на все меры предосторожности, поранила Михаила Боярского, который играл Д’Артаньяна. Шпага проникла вблизи нёба и остановилась буквально в сантиметре от мозга Михаила Сергеевича. Благодаря быстрой реакции съемочной команды и профессиональному медицинскому вмешательству, актеру удалось избежать госпитализации. Медики тщательно обработали рану, и съемки продолжились после огромного облегчения и внимания к безопасности на площадке.

Суровые съемки финальной сцены «Вокзала для двоих»

В финале фильма «Вокзал для двоих», когда главные герои, великолепно сыгранные Людмилой Гурченко и Олегом Басилашвили, бежали к зданию тюрьмы, съемочная команда столкнулась с невероятными трудностями. Температура на улице достигала 30-градусов мороза, и вокруг не было ни теплого укрытия, ни туалета. Оператору также пришлось столкнуться с вызовами, так как из-за сугробов использование рельсов для съемки было невозможно. Для решения этой проблемы оператора усадили в сани, а вся съемочная группа, включая режиссера Эльдара Рязанова, буквально тащила его, создавая иллюзию камеры, скользящей по рельсам. Это исключительный пример профессионализма и преданности искусству, который подчеркивает невероятные усилия, прилагаемые для создания киношедевров.

Андрей Миронов попробовал себя в амплуа каскадера

В фильме «Невероятные приключения итальянцев в России» Андрей Миронов проявил удивительное мастерство и смелость, выполняя все трюки лично. Съемки, где актер взбирался на крышу автомобиля, двигаясь со скоростью 60 километров в час, спускался с шестого этажа гостиницы «Астория» и даже висел на мосту на высоте, сравнимой с 15-этажным зданием, приносили почти трагические моменты. Несколько раз он оказывался буквально на грани опасности, и лишь благодаря своей физической подготовке и сотрудничеству с профессионалами по трюкам ему удавалось удерживаться. Этот актерский героизм подчеркивает его преданность искусству и отвагу в создании незабываемых сцен.

Костюмер перепутала мундиры в историческом фильме

Костюмер фильма «Гусарская баллада», Ольга Кручинина, всегда славилась своей внимательностью и ответственным подходом к работе. Однако, даже самым заботливым специалистам случается допустить ошибку. В один из дней съемок она ошиблась и передала актрисе Ларисе Голубкиной мундир розово-серого оттенка, который предназначался для другого фильма. Оказавшись перед этой неожиданной ситуацией, съемочная группа решила оставить эту ошибку без коррекции. Удивительно, но этот несовершенство оказалось на пользу фильму, так как розово-серые тона подчеркнули скрытую женственность и нежность героини Шурочки, придавая ей особый и неповторимый облик. Эта случайная ошибка оказалась удачным сюжетным ходом, который придал фильму дополнительный шарм и оставил незабываемое впечатление на зрителей.

Пенопластовый нос Дмитрия Иосифова

Дмитрий Иосифов, актер, который сыграл роль Буратино в детском фильме, часто делится воспоминаниями о необычных моментах со съемок. Одним из таких моментов было время, когда ему приходилось проводить несколько часов в кресле гримера, чтобы прикрепить нос к его лицу. Самодельный нос постоянно отклеивался, что сильно затягивало процесс съемок. Под толстым слоем грима, этот нос вызывал дискомфорт, чесался, и из-за своей длины мешал выражать эмоции и говорить нормально. В итоге режиссер Леонид Нечаев принял решение заказать специальный нос из пенопласта в Италии, который был меньшего размера и облегчил работу молодому актеру. Этот момент стал одним из забавных аспектов создания фильма и вспоминается Иосифовым с улыбкой.

Грузинского летчика взяли “на слабо”

Во время съемок знаменитой комедии «Мимино», возникла неожиданная проблема — пилот вертолета отказался поднимать корову в воздух. Он утверждал, что его руководство не выдавало соответствующего разрешения на такой экстравагантный трюк. Но в силу ограниченного времени и отсутствия возможности дождаться разрешения, режиссер Георгий Данелия вынужден был прибегнуть к хитрости. Он ловко сказал: «Эх, надо было взять летчика из Москвы. Здесь нужен мастер, настоящий профессионал». Эти слова задели пилота, и, чувствуя вызов, он согласился поднять корову в воздух, несмотря на отсутствие разрешения от начальства. Этот случай стал хорошим примером творческого решения проблем на съемочной площадке и придал фильму неповторимый шарм.