Откровенные сцены, проблемы с милицией: как снимали «Сибириаду»?


Режиссер Андрей Кончаловский получил задание снять фильм о достижениях социалистического общества. Никто не думал о том, что фильм об отечественных нефтепромышленниках может превратиться в грандиозную и очень смелую картину. Фильм получился в меру правдивым, актуальным и опережающим время.

Все условия для шедевра

Руководство Госкино выделило на съемки крупную сумму денег, импортные камеры и качественную пленку. Актерам пообещали большие гонорары. Художник-постановщик был отправлен на обучение в Голливуд. Кончаловский пригласил на съемки звезд советского кино высшего эшелона — Сергея Шакурова, Наталью Андрейченко, Людмилу Гурченко, Никиту Михалкова, Елену Кореневу и Виталия Соломина.

В фильме могли бы снятся голливудские актеры 

Кончаловский планировал привлечь к проекту звезд из Голливуда: Лив Ульман или Ширли Маклейн. В итоге договориться с ними у советского режиссера не вышло. В роли Таи Соломиной снялась Людмила Гурченко. А Никита Михалков пошутил по поводу того, что она готова на поджог своего дома и даже может принести керосин, лишь бы получить роль в этом фильме. 

Три года съемок

Фильм был снят за три года. Съёмки были проведены в Томской области, а поселение Елань было построено под Тверью. Оттуда актерам было быстрее добираться до столицы. Часть фильма снимали в Ленинграде, часть — в Феодосии и в павильонах «Мосфильма». Нефтяники из Татарстана предоставили одну из вышек, на которой сняли сцену пожара. 

Проблемы с милицией 

Во время съемок фильма, режиссер и актеры часто спорили друг с другом. Например, у Андрейченко в номере постоянно собирались шумные гуляния. В связи с этим ее вместе с Александром Панкратовым-Чёрным и Павлом Кадочниковым забрали в милицию. Избежать наказания помогло только звание «майора всех родов войск», которое было с собой у Кадочникова. Этот документ ему вручил лично Сталин за роль в фильме «Подвиг разведчика».

Это не эротика, это — комедия

Людмила Гурченко была вынуждена носить гипс. При работе над фильмом “Мама” Людмила Марковна неудачно упала и сломала ногу. Но именно ей предстояло сыграть в откровенном эпизоде с Никитой Сергеевичем. По словам Гурченко, «Гипсовый сапог» веселил Михалкова, поэтому плащ-палатка, которой они были укрыты, тряслась не от интима, а от смеха.

Госкино пропустило интимную сцену

Кончаловский заявил о том, что не будет снимать ничего чересчур откровенного. Госкино не стало возражать, но попросило лишь сократить «пикантные моменты» для показа в советских кинотеатрах. А вот сцену с участием члена политбюро пришлось полностью вырезать. В фильме его играл актер Всеволод Ларионов, который был очень похож на председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина. 

Новый подход к старому

Режиссер считал, что в фильме должна играть определенная музыка. Он передал Эдуарду Артемьеву виниловую пластинку Вангелиса. Кончаловскому нравился этот греческий музыкант и он попросил композитора Артемьева написать что-то подобное. 

Украденный финал или вдохновение?

Последнюю часть ленты завершает мистический финал с воскресшими Устюжанами и Соломиными. Снос старинного деревенского кладбища выглядит очень эффектно. Андрей Кончаловский признался в том, что взял эту идею из фильма режиссера Федерико Феллини – «8 с половиной».

Успех в Каннах

Кинофильм «Сибириада» был создан больше для показа на международных фестивалях. В 1979 году картина была представлена на Каннском кинофестивале. Режиссер и актеры сильно переживал за то, что иностранные зрители не оценят картину. Но аплодисменты во время финальных титров убедили их в обратном.

Сибирь против Вьетнама

За главный приз Каннского кинофестиваля «Сибириада» боролась с фильмом «Апокалипсис сегодня» режиссера Фрэнсиса Форд Копполы. В результате честной борьбы «Золотая пальмовая ветвь» досталась Копполе. Но Кончаловскому все равно удалось достичь нужного эффекта: Запад был в восторге от советского фильма. Через два года после триумфального возвращения на родину режиссер переехал в Америку.