Режиссер Андрей Кончаловский получил задание снять фильм о достижениях социалистического общества. Никто не думал о том, что фильм об отечественных нефтепромышленниках может превратиться в грандиозную и очень смелую картину. Фильм получился в меру правдивым, актуальным и опережающим время.
Все условия для шедевра
Руководство Госкино выделило на съемки крупную сумму денег, импортные камеры и качественную пленку. Актерам пообещали большие гонорары. Художник-постановщик был отправлен на обучение в Голливуд. Кончаловский пригласил на съемки звезд советского кино высшего эшелона — Сергея Шакурова, Наталью Андрейченко, Людмилу Гурченко, Никиту Михалкова, Елену Кореневу и Виталия Соломина.
В фильме могли бы снятся голливудские актеры
Кончаловский планировал привлечь к проекту звезд из Голливуда: Лив Ульман или Ширли Маклейн. В итоге договориться с ними у советского режиссера не вышло. В роли Таи Соломиной снялась Людмила Гурченко. А Никита Михалков пошутил по поводу того, что она готова на поджог своего дома и даже может принести керосин, лишь бы получить роль в этом фильме.
Три года съемок
Фильм был снят за три года. Съёмки были проведены в Томской области, а поселение Елань было построено под Тверью. Оттуда актерам было быстрее добираться до столицы. Часть фильма снимали в Ленинграде, часть — в Феодосии и в павильонах «Мосфильма». Нефтяники из Татарстана предоставили одну из вышек, на которой сняли сцену пожара.
Проблемы с милицией
Во время съемок фильма, режиссер и актеры часто спорили друг с другом. Например, у Андрейченко в номере постоянно собирались шумные гуляния. В связи с этим ее вместе с Александром Панкратовым-Чёрным и Павлом Кадочниковым забрали в милицию. Избежать наказания помогло только звание «майора всех родов войск», которое было с собой у Кадочникова. Этот документ ему вручил лично Сталин за роль в фильме «Подвиг разведчика».
Это не эротика, это — комедия
Людмила Гурченко была вынуждена носить гипс. При работе над фильмом “Мама” Людмила Марковна неудачно упала и сломала ногу. Но именно ей предстояло сыграть в откровенном эпизоде с Никитой Сергеевичем. По словам Гурченко, «Гипсовый сапог» веселил Михалкова, поэтому плащ-палатка, которой они были укрыты, тряслась не от интима, а от смеха.
Госкино пропустило интимную сцену
Кончаловский заявил о том, что не будет снимать ничего чересчур откровенного. Госкино не стало возражать, но попросило лишь сократить «пикантные моменты» для показа в советских кинотеатрах. А вот сцену с участием члена политбюро пришлось полностью вырезать. В фильме его играл актер Всеволод Ларионов, который был очень похож на председателя Совета министров СССР Алексея Косыгина.
Новый подход к старому
Режиссер считал, что в фильме должна играть определенная музыка. Он передал Эдуарду Артемьеву виниловую пластинку Вангелиса. Кончаловскому нравился этот греческий музыкант и он попросил композитора Артемьева написать что-то подобное.
Украденный финал или вдохновение?
Последнюю часть ленты завершает мистический финал с воскресшими Устюжанами и Соломиными. Снос старинного деревенского кладбища выглядит очень эффектно. Андрей Кончаловский признался в том, что взял эту идею из фильма режиссера Федерико Феллини – «8 с половиной».
Успех в Каннах
Кинофильм «Сибириада» был создан больше для показа на международных фестивалях. В 1979 году картина была представлена на Каннском кинофестивале. Режиссер и актеры сильно переживал за то, что иностранные зрители не оценят картину. Но аплодисменты во время финальных титров убедили их в обратном.
Сибирь против Вьетнама
За главный приз Каннского кинофестиваля «Сибириада» боролась с фильмом «Апокалипсис сегодня» режиссера Фрэнсиса Форд Копполы. В результате честной борьбы «Золотая пальмовая ветвь» досталась Копполе. Но Кончаловскому все равно удалось достичь нужного эффекта: Запад был в восторге от советского фильма. Через два года после триумфального возвращения на родину режиссер переехал в Америку.